«Наглядно - пространственное
моделирование - как инструмент реализации ФОП ДО»
Сборник конспектов для организации образовательного процесса по реализации образовательной области художественно - эстетического развития, в части конструктивной деятельности.
В
данном сборнике представлена организация деятельности детей с объемным
деревянным строительным конструктором в форме образовательных ситуаций. Создание
построек из такого материала - деятельность, способствующая развитию ребенка.
Центральной
задачей по конструированию является развитие у детей общих познавательных и
творческих способностей. Позволяет ставить перед детьми ряд развивающих
(проблемных) конструктивных задач и использовать для и решения эффективные
средства и способы осуществления познавательных и творческих действий. К числу
таких средств относятся сенсорные эталоны, наглядные пространственные модели
предметов, символы, отражающие отношение человека к миру, а также речевые
обозначения.
В
младшем дошкольном возрасте (3 - 4 года) дети осваивают действие практического
моделирование предметов. Оно позволяет во внешней развернутой форме отрабатывать
механизм развития познавательных способностей – моделирующее познавательное
действие, которое состоит из следующих операции: анализ предмета как объекта в
соответствии с его функциональным назначением и строением; замещение
строительными деталями частей предмета; пространственного объединения
деталей-заместителей в целостную структуру – модель предмета; отнесения модели
к реальности и преобразования модели.
Ознакомиться с конспектами можно пройдя по ссылке
https://docs.google.com/document/d/1Mk1cvHB2hqaOi_DejTe2o4bSWGdkGud-NTE5oz53ZEg/edit?usp=sharing
Конспект занятия по познавательному развитию
(подготовительная к школе группа)
Составила:
Пророченко Марина Анатольевна
МБДОУ «Детский сад № 6»
г. Усолье – Сибирское Иркутская область
Тема: «Санитары Байкала»
Цель:
овладение детьми старшего дошкольного возраста экспериментированию в
познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-
закрепить знания детей о подводном мире оз. Байкал;
-
предоставить новые знания о санитарах Байкала (эпишуре);
-
научить в экспериментальной деятельности очищать воду
Развивающие:
-
развивать навыки исследовательской экспериментальной деятельности;
-
развивать познавательную активность;
-
развивать мышление, речь
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к животному миру родного края;
-
воспитывать интерес к совместной исследовательской деятельности,
инициативность;
-
воспитывать чувство коллективизма, дружеской поддержки и взаимовыручки
Образовательные области:
Приоритетная – познавательное развитие
В интеграции: речевое развитие, социально –
коммуникативное развитие
Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно-исследовательская.
Методы и приёмы:
·
Наглядные (демонстрация – показ слайдов, образца,
способов действий);
·
Словесные методы: беседа (вопросы, объяснение,
пояснение), рассказ педагога;
·
Игровой метод – дидактическая игра;
·
Практические методы: экспериментирование,
упражнение;
·
Поисковые методы: проблемная ситуация, проблемный
вопрос
Оборудование:
1.
Мультимедийная доска;
2.
Проектор;
3.
Ноутбук;
4.
Глобус;
5.
Карта Иркутской области;
6.
Набор для экспериментальной деятельности (прозрачные стаканы,
воронки, вата, марля, ванночка, имитированный мусор, графин);
7.
Технологические
карточки
8.
Предметный картинки (иллюстрации морских обитателей и
обитателей Байкала, острова в море и графическое изображение Байкала)
Ход
занятия
Раздаётся звук входящего
эл.письма . На доске изображение письма.
- Ребята,
посмотрите, к нам на электронную почту пришло письмо. Интересно от кого и
откуда оно пришло. Посмотрим? (открывается
письмо нажатием)
На экране иллюстрации
изображающие предполагаемую угрозу для оз.Байкал
-
Письмо пришло от Сибирячка. А письмо-то не простое, с загадкой, разгадав
которую мы узнаем, что же нам хочет сообщить Сибирячок.
(дети догадываются, что картинки
надо составить по порядку, выдвигают свои предположения по поводу текста
письма)
Воспитатель проговаривает
восстановленный текст письма.
Внимание! На Байкале беда. Озеро из самого чистого превращается в самое
грязное. Подводные жители Байкала в опасности. Помогите спасти Байкал и его
жителей. |
-Что нам необходимо сделать?
Наша задача
– найти способ спасения озера и его жителей!
- Ребята, а
вы знаете, где находится Байкал? (работа
с глобусом и картой Иркутской области)
- А что вы
ещё знаете о Байкале? (дети делятся
своими знаниями)
- Чем
славится Байкал?
- А кто
живёт в водах Байкала? (ответы детей)
- Молодцы,
вы достаточно много знаете о Байкале и его обитателях.
- Предлагаю
вам поиграть в игру «Обитатели Байкала». Необходимо разделиться на 2 команды.
Одна команда подбирает картинки с изображением рыб обитающих в море, вторая
команда картинки рыб обитающих в озере Байкал.
Презентация
– игра «Отгадай рыбку»
http://doshkolnik.ru/prezentacii/16621-prezentaciya-otgadaiy-rybku.html
- Назовите
рыб, обитающих в Байкале. Что вы о них знаете? (ответы детей)
- Что такое
эндемики? (ответы детей)
- Есть
среди обитателей Байкала такой
удивительный рачок. Его называют санитаром озера и зовут его – ЭПИШУРА. Кроме
Байкала он нигде в мире больше не встречается. А удивителен он тем, что
помогает Байкалу оставаться чистым. Он съедает всё, что попадает в байкальскую
воду. Рачки
эпишуры маленькие, размер не превышает 1,5 мм, но их количество настолько
велико, что составляет большинство всего байкальского подводного мира. Эпишура
фильтрует воду Байкал, очищая её от всех вредных примесей, и, причем ему
абсолютно без разницы чем вода загрязнена, лишь бы это загрязнение не
оказалось губительной для него самого. У
него во рту есть многочисленные щетинки, образующие ловчую сеть, в которую
попадают бактерии и водоросли.
Ученые
пытались выращивать этих рачков в других водоемах, но они не прижились и
погибли. Поэтому надо очень бережно относиться к этим уникальным обитателям
Байкала, которые делают воду чистой.
К тому
же этими рачками питаются омуль и другие рыбы, населяющие озеро. -
А что произойдет, если исчезнут все рачки эпишуры? (Ответы детей) Правильно вода постепенно становится мутной и
затянется илом, рыбы будут голодать и погибнут.
- А теперь,
вспомнив письмо Сибирячка, как вы думаете, что может угрожать этим рыбкам? От
чего их необходимо спасти? (ответы детей)
-
В письме Сибирячка сказано, что над Байкалом нависла беда, целое бедствие. А
это значит, что даже такие санитары озера как эпишура, не могут справиться с
загрязнением озера. Им грозит вымирание. Но мы можем сами научиться очищать
воду или если сказать по-научному «фильтровать» её, как это делают эпишура.
Хотите научиться фильтровать воду?
Тогда
давайте перед тем, как пройти в научную лабораторию, сделаем небольшую
разминку. Мы знаем, что озеро Байкал ещё по-другому называют морем, потому что
оно очень большое и глубокое. Отправляемся на морскую прогулку.
Динамическая пауза «Морская
прогулка»
Экспериментальная деятельность
1опыт:
Воспитатель приглашает детей пройти
к столу.
Предлагает внимательно рассмотреть
воду в кувшине
-
Ребята, внимательно рассмотрите воду. Что вы можете о ней сказать? (ответы детей)
-
По каким признакам вы определили, что она чистая? (ответы детей)
Вывод:
вода в кувшине чистая, потому что она прозрачная и в ней нет мусора.
Далее воспитатель обращает внимание
детей на ванночку.
–
Что находится в ванночке? (песок, сухая трава, шелуха от семечек и орех и т.д.)
–
Посмотрите на эту речку (начинает медленно лить воду по наклонной плоскости
ванночки). Смотрите, какая стала вода (грязная – мутная, в ней плавает мусор)?
-
Почему вода стала грязной? (ответы детей).
Ребята,
то же самое происходит с Байкалом. В Байкал впадают тысячи рек с грязной водой.
Нам необходимо установить фильтры. А вы знаете, что такое фильтры и для чего
они нужны? (ответы детей). Фильтры – это очистительные устройства, они помогают
очистить воду. Хотите в этом убедиться?
2
опыт «Очищение воды» (работа в парах):
-
У вас на столах стоит стакан с грязной водой, чистые пустые стаканы; разные
виды фильтров: сеточка с большими отверстиями, марля, ткань, ватные диски;
воронки.
-
Вам нужно грязную воду очистить, используя имеющиеся у вас фильтры. Прежде, чем
приступать к проведению опытов, подумайте, какой фильтр вы будете использовать,
либо с какого фильтра лучше начать и каким закончить. И ещё, сегодня вы работаете
группами, мы не будем ссориться, а будем помогать друг другу (дети самостоятельно очищают воду).
-
Ребята, все готовы? А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной.
Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр, тот который
вы выбрали. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана
тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
-Ребята, давайте посмотрим, какие фильтры
задержали больше грязи? Посмотрите, у
кого вода стала чище?
Теперь
ребята положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались по
очереди слоями. И начнём фильтровать воду.
Что стало с водой? (ответ детей:
она стала ещё чище)
Вот
так примерно, ребятки происходит очистка воды в очистительных сооружениях.
-
Скажите, через какой фильтр лучше фильтровать воду? (ответы детей) ----- Правильно, через много слоёв, потому что они
плотные и хорошо очищают воду.
-
Ребята, Сибирячок ждет от нас ответа.
Как мы можем его передать? (Ответы
детей)
-
Правильно, надо написать письмо. Но вот беда, мы с вами пока еще не умеем писать,
как-же нам поступить? (Ответы детей)
-
Молодцы, мы можем его нарисовать. Посмотрите, у меня есть картинки. Их надо
разложить в той последовательности, в которой мы выполняли действия, и
подписать соответствующие цифры.
-
Запечатываем все картинки в конверт.
-
Где его можно отправить? (на почте)
-
Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (Ответы детей)
-
Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (Ответы детей)
-
Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду
и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это
богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
-
А как вы думаете, что мы с вами еще можем сделать, чтобы предотвратить
загрязнение воды? (Ответы детей)
Воспитатель вопросами подводит
детей к тому, что можно предупредить жителей города о вреде, который они
приносят, загрязняя водоёмы и берега бытовыми отходами. О необходимости
попросить людей не загрязнять водоемы. Совместно приходят к выводу, что можно
распространить листовки, призывающие беречь родную природу.
-
Правильно! Мы с вами можем нарисовать листовки, в которых попросим других
жителей беречь водные ресурсы – моря, реки, озера… Давайте подумаем, что мы можем изобразить на
этих листовках? (Ответы детей)
Обсуждение возникших идей.
Воспитатель предлагает детям дома, совместно с родителями, создать свои эскизы
агит. листовок и принести их в детский сад, чтобы всем вместе раздать листовки
прохожим.
Итог
занятия
-
Ребята, чем вы сегодня занимались в течение всего занятия?
На
какой вопрос вы искали ответ? (каким способом спасти оз.Байкал от загрязнения)
Вы
нашли ответ?
Каким
же способом спасти оз.Байкал от загрязнения?
(Очищение воды с помощью фильтра, просьба к жителям планеты не засорять
водоёмы, самим во время отдыха не засорять природу).
-
Что вам на занятии было непонятно?
-
Что нового вы узнали?
-
Что было особенно интересным?
Умная лопатка
У нас в группе прошел необычный мастер - класс для родителей. Мамочки вместе с детьми окунулись в моделирование сказки "Умная лопатка", а затем сами построили горки из деревянного конструктора и даже обыграли свои постройки. У кого-то на горке каталась белка, у кого-то лиса или волк. А как дети были довольны поиграть вместе с мамой и показать особенности режиссерской игры, которая ежедневно разворачивается в группе сада. Вот так мы развиваемся, играем и используем новые технологии. Смотрите видео по ссылке. До новых встреч.
Открытие центра физкультуры в приемной
Наши малыши ежедневно познают и исследуют пространство группы, ищут способы реализации собственных замыслов, что позволяет активно развивать детскую самостоятельность.
В своей работе я использую технологию "Время выбора" - направлена на поддержку и развитие инициативы ребенка, становление детской самостоятельности и ответственности в образовательном пространстве детского сада, позволяющая реализовать детские интересы и замыслы, условия для принятия детьми самостоятельных решений, выражения своего мнения и желания; поддерживать возникшую детскую инициативу при организации собственной деятельности, оказывать недирективную помощь при необходимости; создать условия для создания и принятия детьми правил нормативного поведения в групповой среде и пространстве детского сада, которые будут способствовать поддержке партнерского стиля общения детей в группе и детей разного возраста в пространстве детского сада:
инициировать самостоятельное создание детьми нормы поведения.
Методическая разработка
"Как медведь не мог уснуть"
На этом занятии дети учатся не только слушать сказку, но обыгрывать её самостоятельно. Учимся составлять сериационный ряд по величине. Закрепляем названия животных и основные цвета спектра.
«Технология наглядно - пространственного моделирования и поддержка детской самостоятельности - как инструмент развития детской игры и способностей дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП дошкольного образования» направлена на развитие у детей умственных способностей, а самое главное в игре, начиная со второй младшей группы (развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Задачи развития сенсорных эталонов и действий с ними, являются основным инструментом развития режиссерской игры, игровых действий ребенка на собственном режиссерском поле. Основной задачей развития умственных способностей, является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов.
«Технология наглядно - пространственного моделирования и поддержка детской самостоятельности - как инструмент развития детской игры и способностей дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП дошкольного образования» направлена на развитие у детей умственных способностей, а самое главное в игре, начиная со второй младшей группы (развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Задачи развития сенсорных эталонов и действий с ними, являются основным инструментом развития режиссерской игры, игровых действий ребенка на собственном режиссерском поле. Основной задачей развития умственных способностей, является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов.
Ссылка на видеофайл.
С чего начинается Родина? С мамы и папы, улицы и города, а еще и с главного символа нашего государства - флага. На этой неделе мы празднуем день рождения родного города и день российского флага. На утреннем круге познакомились с флагом, рассмотрели какой он формы цвета, где его можно увидеть. А можно ли сделать самим? Из чего сделать? Куда повесить?Обсудили, решили и работа закипела. Сначала мы придумали нашу Детскую улицу в городе Усолье - Сибирское, на которой есть дома разной высоты, яркого цвета, а в небе фейерверк и шары. Трудились два дня. А сегодня все вместе изготовили из цветной бумаги российский флаг. Фото отчет можно посмотреть на главной странице блога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий